…ляют два вида нарушений (изменений) со стороны позвоночника: нарушение осанки (функциональные изменения) и сколиоз — структурные изменения в позвонках, межпозвоночных дисках, связочном аппарате. Сколиоз бывает врожденным и приобретенным.

Функциональные нарушения осанки обусловлены слабостью мускулатуры туловища и плечевого пояса.

Сколиоз — это заболевание костной и нервно-мышечной системы в области позвоночника, которое вызывает прогрессирующее боковое искривление последнего с торсией, изменением формы позвонков клиновидного характера, с развитием деформации ребер и образованием реберных горбов, переднего и заднего, усилением поясничного лордоза, грудного кифоза и с развитием компенсаторных дуг искривления. Развитие сколиоза ведет к нарушениям функции сердца и легких.

Выделяют 4 степени сколиоза: первая — незначительное искривление позвоночника во фронтальной плоскости. Заметна асимметрия мышц; вторая — отчетливо заметно боковое искривление позвоночника, намечается реберный горб; третья — сколиотическая деформация фиксирована, реберный горб высотой до 3 см, отклонение корпуса в сторону основной дуги; четвертая степень сколиоза — резко выраженный фиксированный кифо-сколиоз, значительное отклонение корпуса в сторону, заметно выраженный реберный горб сзади.

По своему течению сколиозы могут быть непрогрессирующими, медленно прогрессирующими и быстро прогрессирующими. Поэтому необходимо определить прогноз сколиоза, на основании которого и разрабатывать наиболее рациональную систему лечения.

Прогноз сколиоза зависит от возраста ребенка, в котором развилось заболевание (чем он моложе, тем хуже прогноз). Сколиоз прогрессирует, пока ребенок растет. При этом страдают рост, сила мышц, функции внутренних органов (особенно сердца, легких).

Профилактика нарушений осанки и сколиоза

В раннем детстве следует избегать длительного ношения ребенка на руках, ранней его посадки, хождения. Ребенка надо заставлять ползать, лежать на животе, переворачиваться в постели, она должна быть жесткой. Когда ребенок начал ходить, бегать, надо включать различные игры, упражнения с предметами (шарами, мячами, обручами и пр.), бегать, включать закаливающие процедуры и др. (рис. 159). При посещении школы необходимо следить за его позадкой за столом дома и за партой (в школе). Питание должно быть сбалансированным, с достаточным количеством витаминов и микроэлементов (кальция, фосфора, магния и др.), овощей, фруктов. Заниматься гимнастикой и различными играми.

Комплексное лечение направлено на уменьшение деформации, приостановление ее развития, компенсацию и стабилизацию путем укрепления мышц с образованием мышечного корсета. Включаются лечение положением и укладкой для разгрузки позвоночника, физиотерапия, плавание в бассейне (только брассом), специальный комплекс ЛФК (см. рис. 109) и др.

Широко практикуется лечебное плавание как один из методов функционального лечения. Плавание рекомендуется детям с I—III степенью сколиоза, противопоказано при прогрессирующей форме сколиоза, острых и хронических заболеваниях кожи, заболеваниях ЛОР-органов.

Задачи лечебного плавания при сколиозе: приобретение нормальной осанки; коррекция искривления позвоночника; развитие правильного дыхания; увеличение силы и тонуса мышц; улучшение функции кардиореспираторной системы; закаливание организма; приобретение навыков плавания.

Группы формируются по возрасту, диагнозу, клиническому течению болезни и т.д., состоят из 8—10 человек.

Занятия проводятся вначале в зале («сухое» плавание), упражнения выполняют лежа на спине и животе, делают симметричные движения руками и др., затем — в воде. Продолжительность курса лечения — 10 мес. Процедура лечебного плавания строится по общепринятой схеме: вводная часть, основная, заключительная. Проводится 3—4 раза в неделю в закрытом бассейне при температуре не ниже 26°С. Общая продолжительность урока — 35—45 мин. Плавание в ластах, с доской включает также упражнения у бортика с резиновыми амортизаторами, дыхательные упражнения, бег в воде и др.

 

Рис. 159. Примерный комплекс упражнений для дошкольников

 За занимающимися детьми необходим постоянный врачебный контроль, включающий определение функции легочной системы (ЖЕЛ, ФЖЕЛ, ПТП и др.), антропометрические показатели (вес, рост стоя и сидя, форма грудной клетки и др.), определение силы мышц, формирование мышечного корсета и т.п. Все показатели следует вносить в карту, которая должна быть у учителя физкультуры.

Информация неполная? Попробуйте поиск от Google по медицинским сайтам:
Сделать бесплатный сайт с uCoz